Учебный материал: Конференция «Одно только» 2009: Что Дух говорит Церкви
Майк Бикл
I. ИИСУС ПРЕДУПРЕЖДАЛ О ЛЖЕПРОРОКАХ, а также культах и СЕКТАХ
● Когда Иисус учил о последних временах, Он предупреждал нас беречься лжеучителей, которые могли собрать большую группу последователей, начав тем самым новые
секты и культы. Иисус дважды отметил, что «многие» пойдут за новыми лидерами (ст. 5,11). Лжеучение будет распространяться (ст. 11) по мере распространения Евангелия (ст. 14).
Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и
многих прельстят … и многие лжепророки восстанут, и прельстят
многих…И проповедано будет это Евангелие Царствия … и тогда придет конец. (Матфея 24:4-14)
● Иисус сказал, что придет «много» лжепророков, и «многие» последуют за лжеучителями в последнее время. Будет наблюдаться большой рост, как
в количестве сект и культов, так и в количестве людей, присоединившихся к ним.
● Секта или культ – это группа людей, которая отрицает историческое христианство и имеет исключительную преданность одному лидеру, верования которого не
основываются на Писании (как это утверждается в историческом христианстве). Люди в секте (культе) смотрят на себя как на единственных, кто обладает всей истиной, а все остальное Тело Христово
считают отступниками.
● Иисус призывал нас беречься обмана и заблуждения. Чтобы избежать обольщения, необходимо принять знание, т.е. зажечь свет понимания для выявления путей
заблуждения.
Истреблен будет народ Мой за недостаток знания. (Осия 4:6,KJV)
● Мы должны предупреждать и спасать тех, кто увлекся ложными учениями и практикой. Легче предостеречь человека от попадания в секту или культ, чем вытащить
его оттуда спустя какое-то время. Частью служения предтечи является то, чтобы предупреждать и спасать дорогих нам людей, вовлеченных в культы и секты, через научение их истине.
● Противостояние последних времен выльется в битву за истину.Оружием сатаны будет обман, а нашей защитой – любовь к истине. Эта битва будет
сосредоточена на определении того, Кем является Иисус и как мы должны любить Его. Мы должны любить Бога на Его условиях. Наша любовь к Богу должна выражаться в верности Иисусу и Библии. Дух
Святой возвышает Иисуса, направляя нас во всякую истину о Нем.
Дух истины … введет вас во всякую истину … и будущее возвестит вам. Он
прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. (Иоанна
16:13-14, KJV)
● Истины об Иисусе, которые представляются оскорбительными для гуманистов, включают в себя Его право как Бога устанавливать абсолютные стандарты, в
соответствии с которыми все народы будут нести ответственность. Во-вторых, Иисус является единственным путем спасения. В-третьих, Иисус обладает мудростью и любовью, чтобы судить грех во времени
и в вечности.
● Павел предупреждает нас об отпадении в последние времена, которого можно избежать благодаря любви к истине.
Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот (возвращение Иисуса) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха (антихрист) ... которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами
ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего
спасения. (2 Фес. 2:3-10)
● Павел говорил о лжеучителях, которые насаждают культы и секты через привлечение людей к себе. Он призывал старейшин церкви оставаться бдительными к этому
(1 Тим. 1:3-11; 4:1-8; 6:2-7; 20-21; 2 Тим. 3:1-17).
● Петр предупреждает об опасности, исходящей от лжеучителей, которые отрицают основные положения нашей веры. Этих людей можно легко распознать по их алчности
и аморальности (2 Пет. 2:9-14; Иуды 8-10).
У вас будут лжеучители, которые скрытно введут разрушительные ереси и будут отвергать искупившего их Господа … И
многие последуют их губительным путям, и через них путь истины будет в поношении. И из корысти будут пользоваться вами с помощью лживых слов … Глаза у них исполнены блуда … сердце их приучено к корыстным делам … (2 Петра 2:1-14, NKJV)
● Историческое ортодоксальное Христианство определяется такими вероисповеданиями, как Апостольский символ веры, Никейский символ веры и
Вестминстерское исповеданиеверы (см. эти символы веры в конце данного конспекта). Мы должны принимать главные исторические доктрины Христианства, которые включают в себя следующее:
► Иисус, единородный Сын Божий, является полностью Богом и полностью Человеком, Который родился от девы, был без греха, умер, телесно воскрес и вознесся по
правую руку Отца.
► Единый истинный Бог существует в трех Личностях (Триединство) как Отец, Сын и Дух Святой.
► Спасение совершается только по вере, только через благодать и только во Христе.
► Писание непогрешимо и является нашим окончательным авторитетом во всех вопросах веры и практики.
► Тело Христово едино и многообразно.
● Лжеучителя не следуют основным и ясным доктринам Писания. Они извращают учение о благодати Божьей законничеством или нечистотой. Законничество ищет того,
чтобы заслужить или снискать Божью благодать. Нечистота сводит послание о благодати к принятию прощения без отвращения от греха. Истинное послание о благодати вдохновляет нас отказаться от похоти
и ходить в благочестии (Титу 2:11-12).
Ибо вкрались некоторые люди (лжеучителя)незаметно …
нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся … Господа нашего Иисуса Христа. (Иуды 4, NKJV)
II. СЕМЬ ПРИЗНАКОВ КУЛЬТА И СЕКТЫ
Если группа людей имеет один из этих признаков, тогда это культ или такая группа, которая запрограммирована стать сектой.
1. Принятие в штыки любой критики вместо того, чтобы позволить людям думать самим.
Секты и культы:Их члены должны принимать то, во что верит секта (культ), не подвергая никакому сомнению ее (его) учения. В них не хотят, чтобы их члены сами критически мыслили.
Библия:Все мы должны проверять каждое учение, какое мы слышим, в свете Писания. Не верьте никакому учению, которое вы не можете увидеть собственными глазами в Библии. Думайте сами. Не
говорите: «Наши лидеры говорят так …», но лучше говорите: «Так говорит Библия …»
Все испытывайте, хорошего держитесь. (1 Фессалоникийцам 5:21)
● Христиане призываются испытывать духов или различать дух, стоящий за учением.
Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. (1 Иоан. 4:1)
2. Изоляция членов и наказание за уход из секты или культа вместо того, чтобы помогать им исполнить Божью
волю.
Секты и культы: Они изолируют своих людей, а затем отвергают тех, кто их покидает. Они говорят, что люди будут судимы Богом или
потеряют лучшее от Бога, если уйдут от них. Постоянно имеет место отвержение, избегание и предупреждения о суде. Людей учат делать посвящение определенной группе на всю
жизнь и/или спрашивать разрешение, чтобы присоединиться к другому служению.
Библия: Первоочередной заботой лидера должно быть благо тех людей, которых он ведет за собой. Поэтому лидеры призваны помогать людям становиться успешными в том, чтобы следовать Божьей
воле для их жизни, независимо от того, будет ли это означать присоединение к другому служению. Фундаментальной ценностью является то, что люди принадлежат Богу, а не лидеру или группе, в которой
они служат.
3. Подчеркивание особых учений и взглядов вне Писания вместо верности
Библии.
Секты и культы:Они промывают мозги своим людям и подчеркивают особые откровения своего «помазанного» лидера, который позиционирует себя как того, кто имеет уникальное разумение, которого
нет ни у кого другого. Они притязают на то, чтобы быть единственным путем спасения, а все те, кто отказываются присоединиться к ним, будут потеряны.
Библия:Мыдолжны подчеркивать верховенство и непогрешимость Писания как окончательный авторитет истины. Мы должны делать ударение на главных и ясных темах Писания: любовь Иисуса,
жизненный стиль Нагорной проповеди, молитва, чтение Слова, завоевание потерянных, исцеление больных, служение людям и т.д.
4. Требование неприемлемой верности их лидерам вместо присоединения людей к
Иисусу.
Секты и культы:Они требуют верности и посвящения их лидерам вместо верности и посвящения Иисусу. Верность определяется поддержкой лидера, а не повиновением Иисусу. Подобная верность
достигается запретом корректировать лидера или ставить под сомнение его слова либо иметь к нему вопросы:
а) Это очень опасно в любом служении, когда лидер или его слова не могут подвергаться сомнению, или к нему нельзя иметь вопросов. Лидеры
секты или культа не подотчетны никому, и они не признают своей вины или своих ошибок. Они предостерегают своих членов, что те не имеют права корректировать своих лидеров, потому что они не должны
«касаться Божьих помазанников».
б) На лидера смотрят как на того, кого нельзя обличать и кому нельзя перечить. Члены культа и секты оказывают неприемлемую верность своему
лидеру, а также чествуют его недопустимым образом.
Библия:Прежде всего, мы должны быть верны Иисусу и должны быть соединены с Ним. Мы служим вместе со слабыми и уязвимыми лидерами, у которых нет всех ответов, и которые нуждаются в оценке
и корректировке со стороны других людей.
5. Непочитание семьивместо утверждения библейского приоритета семьи.
Секты и культы:Детей учат больше слушаться лидеров, чем своих родителей. Женщин учат больше слушаться своего лидера, чем своего мужа, а мужей учат принимать это в качестве нормального
порядка:
а) Лидер секты или культа ищет того, чтобы занять место отца, матери, пастыря или авторитетного лица. Члены секты или культа ведут себя как
зависимые дети, ищущие того, чтобы снискать расположение своих лидеров. Лидеры идут дальше своей власти, данной им Богом, и манипулируют своими людьми.
б) От членов культа или секты требуется порвать со своей семьей и друзьями, которые не хотят присоединиться к данной группе. От них требуют того, чтобы
они общались только с членами своей группы.
Библия:Приоритетом в посвящении,прежде всего, является брак, дети и родители. Священность семьи гораздо важнее, чем то служение, в которое они вовлечены.
6. Выход за пределы библейских норм поведения вместо сексуальной чистоты и обладания личным
имуществом.
Секты и культы:Они делают акцент на особых откровениях, которые позволяют их лидерам выходить за рамки библейских границ в вопросах морали и финансов. Обычно они стремятся к обладанию
деньгами и имуществом членов, «присоединившихся к данному сообществу»:
а) Петр учил, что лжеучителей легче всего распознать по их алчности и аморальности.
И из корысти будут пользоваться вами ... Глаза у них исполнены блуда
... сердце их приучено к корыстным делам ...Они соблазняют плотскими похотями, распутством. (2 Петра 2:3-18, NKJV)
б) Они прибегают к нечистым путям завладения деньгами (например, сбор денег на несуществующие благотворительные проекты (акции) обманным путем).
Некоторые требуют определенных моральных стандартов для группы, но не для ее лидеров, которые призваны иметь «духовных партнеров» ради их движения.
Библия: Сексуальная чистота и личное владение финансами и собственностью. В Деяниях 4 ученики полагали свои деньги и имущество к ногам апостолов в качестве единоразового добровольного
пожертвования, а не в качестве финансового или имущественного соглашения на постоянной основе.
7. Отделение от Церкви вместо культуры почитания всей Церкви.
Секты и культы:Они критикуют и исключают большую часть Тела Христова, претендуя на то, чтобы быть единственными воистину спасенными людьми. Они отделяют себя от всей Церкви,
будучи зараженными элитарным духом и веря в то, что только они имеют особое призвание и статус у Бога. Они имеют поляризованный менталитет «мы – не они», который приводит к их отделению от других
людей в Церкви и обществе в целом.
● Они высмеивают и презирают все верования, которые отличаются от их собственных. Они не почитают Тело Христово, считая, что все деноминации и служения
находятся в заблуждении.
Библия:Мы любим Бога, любя всю Церковь, которая так дорога Ему. Мы призваны культивировать культуру почитания среди нас, которая делает ударение на благословении других служений
в духе причастности, без духа критиканства и элитарности.
● Мы должны благословлять достойные добродетели (которые еще не созрели) всех служений, несмотря на их недостатки и без необходимости
указывать на их различия относительно фокуса служения, стиля и стандартов совершенства. Мы все имеем недостатки служения и нуждаемся в других служениях, чтобы явить полноту Христа нашему
городу и народу. Дух Святой запрещает нам распространяться об их несовершенствах и различиях.
● Писание ясно говорит о том, что есть время для праведного суда над теми служениями, чьи учения и деятельность пагубны (Матф. 18:15-17; 1 Кор.
5:1-11; 2 Кор. 11:12-15; 1 Фес. 5:14,21; 2 Фес. 3:6-14; Откр. 2:2,14-15,20). Мы должны делать это правильным путем и с правильным духом.
III. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЖЕПРОРОКА ИЛИ ЛЖЕУЧИТЕЛЯ
● Христиане призваны испытывать духов или различать духа, стоящего за учительским служением.
Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в
мире. (1 Иоанна 4:1)
● Мы должны испытывать все учения и служения, к которым мы открыты для принятия. Мы должны проверять любое учение, которое мы слышим, в свете Писания.
Все испытывайте, хорошего держитесь. (1 Фессалоникийцам 5:21)
● Иисус сказал, что мы можем проверить и узнать служение по его плоду. Иисус сравнивал лжеучителей с волками, потому что они опасны в своих
действиях для людей и лукавы в своих путях в руководстве людьми. Волк является естественным врагом овец, которые не могут защитить себя. Волк притворяется овцой, заявляя, что он
держится Писания.
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их …Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые … Итак по плодам их узнаете их.(Матфея 7:15-20)
● Иисус изменил Свою метафору от волков среди овец к плодам на деревьях. Мы можем не сразу различить волка, но нам ясно, является ли съедобным плод на том
или ином дереве. Мы должны узнавать или испытывать плод в жизни самого учителя. Существует моральное и доктринальное испытание. Здравое учение и святая жизнь являются верным плодом хорошего
лидера. Невозможно проверить плод на расстоянии. Итак, Иисус не призывает нас к тому, чтобы стать критиками других служений в качестве самозваных «охотников за ересями».
● Мы должны повышать бдительность по отношению к той опасности, которую представляют собой секты и культы с их обольстительными практиками и опасными
психологическими приемами давления, такими как промывание мозгов.
IV. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОБОЛЬЩЕНИЯ
● Мы можем избежать того, чтобы подвергнуться обольщению, с помощью любви к истине (2 Фес. 2:10) и через возрастание в наших взаимоотношениях с Иисусом,
твердо держась Его как Главы.
Со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
(2 Фессалоникийцам 2:10)
Держась Главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божьим. (Колоссянам 2:19)
● Практический способ, с помощью которого мы можем держаться Главы, включает в себя регулярное молитвенное чтение Библии, расположение своего сердца к
послушанию Господу и поддерживание взаимоотношений с другими христианами с духом ученика – духом, который принимает истину.
V. АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
Верую во Всемогущего Бога Отца, Творца неба и земли,
И в Иисуса Христа, Его Единородного Сына и Господа нашего,
Который был зачат Духом Святым, рожден девой Марией,
Который страдал при Понтии Пилате, был распят, умерщвлен и погребен,
Сошел в ад, на третий день воскрес из мертвых,
Вознесся на Небо и воссел одесную Всемогущего Бога Отца,
Откуда вернется судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа, святую соборную Церковь,
Собрание святых, в прощение грехов,
Воскресение мертвых и жизнь вечную.
VI. НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ
Веруем в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого;
И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, рожденного от Отца, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного,
несотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло как на небе, так и на земле.
Ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося от Святого Духа и девы Марии,
Страдавшего и распятого при Понтии Пилате, претерпевшего смерть, погребенного и воскресшего в третий день по Писанию,
Восшедшего на небеса и воссевшего одесную Отца,
Грядущего во славе судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.
Веруем в Духа Святого, Господа, Даятеля жизни, Который исходит от Отца и Сына, Который с Отцом и сыном достоин поклонения и славы, который говорил через пророков.
Веруем в единую святую и апостольскую Церковь.
Признаем единое крещение для прощения грехов.
Ожидаем воскресения мертвых и жизни грядущего века.
VII. ЭМЕРДЖЕНТНАЯ (постмодернистская) церковь: справедливость и толерантность без верности иисусу.
● Еще раз заметим, что во многих церквах Америки растет кризис. Новая волна замешательства незаметно, но систематически соблазняет многих молодых людей,
приводя к обольщению. Искренние молодые люди, чьи сердца когда-то горели для Иисуса, становятся жертвой компромисса в отношении фундаментальных библейских истин и практик. Истинная опасность
этого «нового вида христианства» прикрывается делами милосердия и справедливости, в которые вовлечены ее последователи. Тем не менее, они неспособны осознать тот факт, что никакое количество дел
или величина служения не сможет «компенсировать» духовные и библейские компромиссы, на которые они пошли.
● Да, они делают все больше и больше дел во имя добра и справедливости, но все меньше и меньше во имя Иисуса. Во имя толерантности они опускаются до
гуманистической и «политкорректной» теологии, которая умаляет славу Иисуса. Многие молодые люди становятся жертвами подобного обольщения, так как они ищут такой формы выражения, которая
притупляет остроту истины ради одобрения и уважения людей. Недостаточно только упоминать имя Иисуса, если при этом отвергаются фундаментальные истины о Нем. Наша теология и духовность, а также
наши добрые и праведные дела должны проистекать из глубокой преданности Иисусу и Его Слову.
● На протяжении многих столетий лукавый предпринимал попытки провести границу между учением и практикой. Иисус был предельно точен в Своем ответе книжнику,
который испытывал Его по поводу наибольшей заповеди в Матфея 22:34-40. Он ясно ответил, что первой и наибольшей заповедью является любовь к Богу, а затем навсегда соединил ее со второй
заповедью любить своего ближнего.
● Правильное верование, ортодоксальность, должно иметь правильное выражение, ортопрактику. Неправильный акцент на одном из них
оставляет Церковь в бессильном состоянии, неспособной исполнять Великое Поручение по взращиванию учеников во всех народах. В нашем веке мы стали свидетелями того вреда, который принесла как
мертвая ортодоксальность эскапистского (оторванного от жизни) евангельского подхода, так и фатальная ересь либерально-социального подхода к Евангелию.
● В последние несколько лет на Западе образовалось новое движение, известное как Постмодернистская или Эмерджентная церковь, которое скрывается под маской
новой, улучшенной версии христианства. Идеи, пропагандируемые Эмерджентной церковью, захватили умы множества молодых людей и ведут их по опасному и чреватому пути обольщения и ереси.
● Это движение намеренно отказывается определять большую часть своих исповеданий и называть лидеров. Но это никоим образом не размывает реальности
того, что ключевые голоса, которые формируют их мировоззрение, имеют деструктивное влияние на многих молодых верующих, которые, хотя и являются искренними христианами, не могут различить
основополагающие библейские истины.
● Правильное верование имеет значение! В Иоанна 6 Иисус сделал нечто, что кажется скандальным для современных христиан. За день до этого Иисус накормил
множество людей, умножив рыбу и хлеб. Толпы людей, удовлетворенные Его кормлением, пожелали сделать Его своим царем и захотели, чтобы Он вновь их накормил. Иисус увидел, что их интересы больше
сводятся к удовлетворению ежедневных потребностей, чем к познанию Его истинной природы и того, что значит Его жизнь для их спасения.
● Итак, Иисус отклонил их просьбу, закрыл «полевую кухню» и призвал их искать хлеба, сходящего с неба, чтобы им никогда не умереть. Жизнь должна быть найдена
в живой встрече с Господом славы и принятии Его дела искупления.
● Он не будет нашим Царем, ни при каких условиях, кроме нашей полной отдачи своего сердца в живом общении с Ним на основании того, Кем Он является, – истина
требует того, чтобы быть включенной в этот процесс. Иисус должен быть для нас всем, в противном случае Он будет для нас ничем.
● Мы признаем, что есть некоторые лидеры в среде всего движения Постмодернистской церкви, которые ищут того, чтобы следовать историческим евангельским
истинам вместе с принятием новых форм выражения и структуры церкви. Мы допускаем существование подобных органических домов церковного движения и новых монашеских сообществ. Тем не менее,
общее «звучание», исходящее из этого неясного движения чрезвычайно умаляет основную библейскую истину и вводит многих людей в большое заблуждение.
● Бог поднимает ясные голоса из многих частей Тела Христова, которые срывают маски с опасных соблазнов Эмерджентной церкви, обнажая ее неортодоксальные и
еретические исповедания. Исследуйте сами Писание и найдите, что оно говорит о спасении.
● Мы также признаем, что Тело Христово много раз грешило в том, что не воспринимало всерьез апостольское увещевание Павла «помнить бедных» в Галатам
2:10 и поддавалось искушению проявления услужливости к богатым людям, о чем предупреждается в послании Иакова (Иак. 2:1-6).
Имейте веру … не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет
же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там … то
не пересуживаете ли вы в себе …? А вы презрели бедного. (Иакова 2:1-6)
● Никакой неверующий и никакой корыстолюбивый не войдет в Царство Божье (1 Кор. 6:9-10; Откр. 21:8). Также мы часто отвергали основание молитвы и полную
работу и силу Духа Святого, необходимые для изменения греховной культуры, которую мы однажды переняли.
● Сатана всегда стремился разделить правильное убеждение с правильной практикой, а также разделить то и другое с силой Духа Святого. Мы должны отвергнуть как
мертвую ортодоксальность, так и опасные ереси.
● Мы должны делать все так, как велит нам Иуда, и «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3-4). Время коротко. С глубокой преданностью
Иисусу мы должны нести в культуру истину и дела Евангелия, демонстрируемые в силе Духа Святого.
Я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. (Иуды 3-4)