СВОБОДА ОТ КОНТРОЛЯ И МАНИПУЛЯЦИЙ - Юлия Звездова

Довольно часто душа человека — основной предмет психологических исследований — в том числе душа христианина, страдает из-за недостатка ощущения любви, признания и принятия со стороны других. 

Этим пользуется враг, сея ложь и сомнения в плане целесообразности, смысла и нужности и самого человека как личности, и его жизни. Отчаянно пытаясь «притянуть», заполучить любой ценой переживание собственной нужности и любимости кем-либо, человек начинает… манипулировать другими.

 

Манипуляция — это слова или действия, направленные на другого человека, выражающиеся через определенное давление на него (или контроль), причем преимущественно в личных, эгоистичных целях манипулирующего. При манипуляции в центре всего, безусловно стоит, манипулятор.

Сознательно или несознательно, но манипулятор стремится взять над манипулируемым незаконную власть, тогда как истинное право на беспредельную власть и господство имеет только Бог. В свою очередь, поддающийся манипуляциям вольно или невольно игнорирует исключительно Божье владычество и господство над собой, допуская господство человеческое.

В отличие от просьб, советов и убеждений (законные способы или методы влияния на других), манипулятор использует не логику и здравый смысл, а эмоции — как свои, так и партнера, не давая человеку право собственного ВЫБОРА на то или иное решение вопроса, позицию или отношение к происходящим событиям и к самому манипулятору. 

Методы агрессивного манипулирования 

 

1. Открытое давление — слова: «ты должен!», ты должен уважать меня, ты должен удовлетворять мои потребности, ты должен обеспечивать мою стабильность, ты должен меня всегда радовать, ты должен дарить мне улыбки и счастье и т.д. Пример: обращение сына Давида Амнона с Фамарью: очевидно, Амнон заставил сестру действовать по его желанию, и Фамарь поддалась манипуляции (2 Цар. 13:6–12);

 

2. Скандалы — крики, ссоры, запугивание, отказ от общения, шантаж — и все это с целью заставить человека поступить по твоей воле, как хочешь и требуешь ты. Пример: во время ареста Иисуса Христа Пилат колебался: отпустить Его или погубить. Толпа, наученная первосвященниками и старейшинами, подняла крик, с помощью которого и заставила Пилата поступить по их воле (Лк. 23:23–25), а также: если твой ребенок нашкодил, и его надо наказать, не поддавайся манипуляциям с его стороны в виде крика (Прит. 19:18);

 

3. Сарказм — колкий юмор, язвительные замечания, презрительные комментарии и насмешки. Только чтобы человек изменил решение. Пример: фарисеи и им подобные не веровали в Иисуса, они не чтили Его как Господа и Спасителя, а потому лишь искали способ поиздеваться, подтрунить над Ним. Они желали, чтобы он сделал по их представлению «чудо» — сошел с креста, для чего они использовали насмехательство (Мф. 27:41–43). Как мы видим, Иисус манипуляциям не поддался;

4. Соблазны — искушающие сексуальные телодвижения и речи, откровенная реклама себя. Мол, если мой вид тебя не привлекает — какой ты мужчина? Пример: дочь Иродиады по наущению своей коварной матери танцевала перед похотливыми очами царя Ирода и потребовала потом у него голову Иоанна Крестителя (Мк. 6:22–27); 

 

5. Показное расположение — преувеличенная похвала, комплименты, лесть, осыпание деньгами или подарками. А если человек на это не отвечаешь тем же — он, мол, неблагодарный! Пример: грешная, распутная женщина решила во что бы то ни стало завлечь в свои сети греха юношу, чтобы использовать его для своих прихотей и похотей. Она просто осыпала его ласковыми словами, возможно, восторгалась и восхищалась им, подчеркивала его достоинства — он растаял, «клюнул» — и попался (Прит. 7:5–27). Кстати, здесь мы также видим и соблазны;

 

6. Тонкие намеки, пристыжение — мол, ты обязан удовлетворить мою просьбу и исполнить то, что хочу я, а если ты это не делаешь — тебе же должно быть стыдно! И манипулируемый человек в результате принимает ложное чувство стыда. Пример: как мы знаем, у жены Аврама Сары ( в ту пору их звали еще так) не получалось родить ребенка, хотя Господь им и обещал. У Сары терпение «лопнуло», и она решила «подсобить» и мужу и Богу, послав Аврама к своей служанке Агарь. Зачав от Аврама, Агарь вдруг возомнила, что теперь она будет госпожой над всем домом Аврама, и потому начала презирать Сару: мол, да кто ты такая? Ты даже родить своему господину не можешь. А я вот скоро рожу. Уйди с дороги, я займу это место! К счастью, Сара не поддалась этому ложному стыду и вынудила нахальную девушку убираться восвояси (Быт. 16:1–6);

 

7. Поиски сочувствия — постоянные и назойливые требования о помощи и сочувствии, жалобы на свою судьбу, роль беспомощной жертвы, ожидающей спасителя. А, мол, если ты не спасаешь — ты черствый человек! Пример: Божий помазанник и назорей Самсон связался с очень нехорошей женщиной из вражьего, филистимского, стана. Звали ее Далида. Далида не любила героя, он же прилепился к ней душой. Несколько раз она, укладывая Самсона к себе на колени и усыпляя его, прежде спрашивала: чем связать тебя? (Ведь явно вопрос врага — но Самсон был духовно слеп, может, оттого в результате и ослеп физически). Он поначалу не поддавался, тогда Далида прибегла к открытой манипуляции: «И сказала ему Далида: как же ты говоришь: «люблю тебя", а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое…» (Судей 16:4–15–17). 

 

Методы пассивного манипулирования

 

1. Молчание — хмурое лицо, недовольный вид, отстраненность, возможно сексуальное отстранение. Пример: сын царя Давида Авессалом убил своего брата Амнона, и отец прогневался на него. Потом, после уговоров, он смилостивился и разрешил Авессалому приехать во дворец и жить там, но сказал при этом: «пусть он возвратится в дом свой, а лица моего не видит» (2Цар. 14:24) — то есть Давид хотел, чтобы его сын вел себя иначе и проявлял отстраненность;

 

2. Резкие движения — хлопанье дверьми, швыряние предметов, бросание телефонной трубки — мол, ах так! вот ты как, да? делаешь, что тебе заблагорассудится! ну, пеняй на себя! Пример: Давид в молодости прославился победой над Голиафом и филистимлянами. Женщины стали восклицать ему: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!». Царю Саулу это стало очень обидно, к тому же Бог отступил от него — и Саул начал бросаться копьем в Давида — он не хотел, чтобы Давид первенствовал, был славнее его (1 Цар. 18:6–15);

 

3. Презрение — губами, глазами, жестами;

 

4. Недовольство — в словах и звуках (например, цокании языком, шипении, охах и вздохах и т.д.). Пример: поведение воинов, распинавших Иисуса, по отношению к Нему — дьявол через них явно хотел от Него реакции, чтобы Он огорчился, вышел из Себя, потерял достоинство (Мф. 27:27–31; Мк.15:16–20) — Христос не поддался на манипуляцию;

 

5. Отказ от проявления поддержки или добрых, нежных чувств — мол, если изменишь свое поведение — получишь от меня одобрение, поддержку и любовь, а если нет — смотри сам! Пример: один фарисей по имени Симон заинтересовался личностью Христа и пригласил Его к себе в гости. Однако Симону было не все понятно в Иисусе, а потому он не проявлял к Нему достаточно любви, теплоты и нежности. Он думал так: если бы Иисус изменился, был поаккуратнее с мытарями, грешниками, не позволял бы кому попало — в том числе этой женщине-блуднице, омывающей Ему ноги — прикасаться к Нему, я бы тогда полюбил Его, проявил нежные чувства. А иначе — нет, не жди! (Лк.7:36–47);

 

6. Отказ от общения — мол, раз ты такой нехороший, недостоин ты, чтобы я с тобой еще разговаривал, вот изменишь поведение по-моему — тогда и поговорим! Пример: общение — это символ нормальных взаимоотношений. У нечестивой царицы Иезавель не было хороших отношений с пророком Илией, она его ненавидела и не уважала, потому что он исполнял Божью волю. Она отказывала ему в общении, но грозилась уничтожить, если он не хочет жить по-другому (3Цар. 19:1–2);

 

7. Отказ от активности — мол, ничего не буду для тебя делать, палец о палец не ударю, пока ты остаешься при своем и не делаешь, как хочу я. Пример: притча Господа о талантах. Как-то мы подробно разбирали ее в статье «Талантлив я хоть немного — или нет?». Третий раб господина ничего не собирался делать для него, потому что ложно считал, что тот — «человек жестокий», и должен прежде измениться, а уже потом можно что-то для него делать (Мф. 25:14–30); 

 

8. Демонстративное опоздание или отсутствие — ты меня «не любишь»? ты не хочешь поступать, как я тебе говорю? А, ну тогда я не приду туда, куда ты просишь, где у нас с тобой назначена встреча — или опоздаю так, что тебе не поздоровится, пока ты будешь меня ждать. Ну ничего, подождешь — столько, сколько надо! (Кстати, говорят, этот маневр использовал Сталин, желая набить себе цену в глазах ожидавших его гостей). Пример: царь Артаксеркс устроил пир, праздник, во время которого ему захотелось показать людям, как красива его жена Астинь. «Но царица Астинь не захотела прийти по приказанию царя, объявленному через евнухов» (Есф. 1:12). В чем здесь манипуляция? Мы можем предположить, что царице не очень понравилось, что царь не позвал ее лично, а через слуг. Кроме того, возможно, она не хотела быть как картинка на выставке — однако, ей нужно было смириться и прийти. Она же предпочла своим поведением изменить поступки мужа, царя;

 

9. Нарочитая забывчивость или невнимательность — ты не помнишь МОЙ день получения водительских прав? Тогда и я не буду помнить ТВОЙ день рождения — пока ты не изменишься! Пример: когда Саула только поставили на царство, были негодные люди, которые проигнорировали его, Божьего помазанника, и не поднесли ему даров. Написано, что Саул «как бы не замечал того» (1Цар. 10:25–27). Уверена: позже либо эти люди резко изменили свое поведение по отношению к манипулятору-Саулу, либо были лишены жизни;

 

10. Показные, нарочитые слезы, жалобные всхлипы — человек хочет, чтобы ты во что бы то ни стало удовлетворил его эмоциональные потребности. Пример: к мудрому царю Соломону однажды пришли две женщины. Они буквально раздирали на части одного младенца. Одна говорила, что это ее сын, а что, мол, у второй погиб. Другая твердила противоположное. Наверняка, они обе плакали, как это умеют женщины, чтоб быть убедительнее. Особенно старалась та, чей сын умер, и она хотела заполучить чужого. Если не плакать — как заставить царя и окружающих поверить ей и пожалеть ее? (3Цар. 3:16–28). К счастью, царь Соломон не поддался ее эмоциональному воздействию.

 

Я специально приводила примеры из Библии, поскольку они весьма показательны, назидательны и поучительны для нас. Но, безусловно, масса подобных примеров есть и в нашей с вами, сегодняшней жизни. Чтобы быть счастливым в любви и дружбе, хорошо нам научиться не манипулировать другими людьми. А для этого прежде всего советую применить, «примерить» полученную в этой статье информацию — индивидуально к каждой ситуации, где, как вы чувствуете, как вам показывает Святой Дух, вы проявили манипуляцию или, наоборот, оказались еежертвой. Есть ли у вас в поведении хотя бы что-то из того, о чем говорилось выше? Если да — начните размышлять над этим и искать выхода у Господа, искренне покаявшись перед Ним за грех манипулирования. Более основательно о причинах манипуляций и о путях выхода из них мы поговорим в следующий раз в этой же рубрике. Оставайтесь с нами на сайте! Успехов и благословения.

Далее мы поразмышляем о причинах этого явления и путях выхода, а также коснемся вопроса манипуляций среди влюбленных. Напомню, что не желательно изучать данный вопрос в отрыве от понимания его сути — а именно: человек в душе стремится ощущать себя нужным, принятым, признанным и любимым. Будучи порой не в состоянии заполучить от людей эти ощущения, и уж тем более — совершенную, всепоглощающую и абсолютно безусловную любовь, — субъект наших психологических исследований прибегает к манипуляции.

Итак, определимся еще раз. Манипуляция — это слова или действия, направленные на другого человека, выражающиеся через определенное давление на него (или контроль), причем преимущественно в личных, эгоистичных целях манипулирующего. Это есть насильственный, незаконный метод, нарушение психологических или физических «барьеров» других людей, их подчинение любой ценой, во что бы то ни стало, своей воле и своим желаниям. Манипулятор не дает другим право собственного выбора на то или иное решение вопроса, позицию или отношение к происходящим событиям и к себе самому. 
Манипуляция в романтических отношениях

Суть этой проблемы в том, что люди, влюбляясь, начинают сознательно или подсознательно ощущать объект своих чувств (какой бы степени серьезности они ни были) чуть ли своей собственностью. Психология примерно такая: «Я ее люблю — значит, она обязана меня любить», «Я так много делаю для него — как ни для кого другого, стало быть, он должен мне отвечать тем же, добром за добро, любовью за любовь, подарками за подарки, комплиментами за комплименты, вниманием за внимание, лаской за ласку, нежностью за нежность» и т.д. И это не то что «баш на баш», купля-продажа — это просто обусловливается естественной потребностью каждой личности на земле быть и чувствовать себя любимой, особенно тем, кого любишь!

Но во Христе отношения строятся (должны строится) по-другому, иначе. Когда ты в Нем, тогда в центре внимания, всей твоей жизни, твоих слов и поступков, не ты сам, не твои желания и потребности, не твои эмоции и амбиции, а другой человек! То есть даже любя свою невесту или жену, люби ее БЕЗУСЛОВНО! Не требуя в ответ ничего! «Но она же обязана меня любить, раз жена!». Молись за нее, и Бог Сам разберется с ней, что она обязана, а что нет, это не очень уж твое дело. Главное — ты поступай по Слову, по Божьей воле, ты люби.

Особенно важно помнить о безусловности любви тем, кому, в общем-то, на любовь другого человека не давалось вообще никаких прав!

Может, у той, кого ты полюбил, есть свой муж или жених? Тогда отрежь эти неправильные отношения, умри для них, забудь, не греши! А может, человек свободен, но и не собирается за тебя выходить (или, если ты — женщина, а он мужчина, то — жениться на тебе). Может быть, у вас даже при этом неплохие дружеские или приятельские, братско-сестринские отношения — даже это не дает тебе повод и право хозяйничать над жизнью и судьбой этого человека, манипулировать им (ей)! Не обязан человек отвечать взаимностью каждому, кто его любит. Если он видит в тебе Христа и относится с любовью Иисуса — будь благодарен Богу за это и люби его такой же чистой любовью Иисуса. Хочешь быть в браке с этим человеком — молись прежде, Божья ли это воля. Если убедишься, что да — тогда не суетись, не дергайся (опять же — не контролируй человека на каждом шагу, он не твоя вещь!), доверься Богу и постепенно строй здоровые, основанные на истине Божьего слова, отношения — и все устроится. 
Причины манипуляций и контроля

неверные приоритеты — для человека становится более важным мнение и отношение к нему конкретных людей, а не Бога; ради кого-либо человек может проигнорировать свои моральные принципы, поступиться ими;

неправильная самооценка — человек уверен, что он — недостойный, никчемный — это дает психологическое основание кому-то другому господствовать над ним, над его волей и жизнью, командовать, властвовать, манипулировать; человек думает, что его ценят только тогда, когда он угождает окружающим;

потеря независимости (зависимость от других людей) — человек боится неодобрения, боится быть отвергнутым людьми, не может развиваться сам, тратить время и деньги самостоятельно;

ненависть к себе — нет мира с собой, человек не видит себя венцом Божьего творения — это, опять-таки, дает манипуляторам основание давить на него и использовать его;

культ манипулятора — неправильная, не основанная на Писании и Святом Духе, оценка другого человека, идолопоклонство или идеализация его, чем манипулятор вполне может злоупотреблять; поглощенность тем, что манипулятор делает или не делает, его оправдание любой ценой;

страх перед манипулятором или ненависть к нему — страх перед людьми ставит сеть, порабощает, ненависть же ставит в такую психологическую зависимость, что человек постоянно, хочет того или нет, думает о другом, зациклен на нем — он становится манипулируемым;

укрытие от реальности — нежелание увидеть проблему, осознать ее и признать необходимость реальных перемен; 
глобальная причина любой манипуляции или манипулируемости — не хватает и в манипуляторе, и в манипулируемом страха Божьего и познания истины, люди ходят больше перед людьми, чем перед Богом и ориентируются на мнения людей, а не на Божее. 
Шаги к свободе 
Как избавиться о манипуляции

Бог бесконечно любит каждого из нас. Он при этом использует людей, но нам не следует искать Его любовь от людей, а от Бога. повинуйся Богу и в Боге.

Понятие «повиновение» никак не связано с манипулированием.

 

1. Реши не зависеть от манипуляторов — но от Бога, Который способен удовлетворить все твои потребности; 

2. Будь готов к недовольству со стороны манипулятора, не жди одобрений — особенно когда ты не поступишь так, как требует и хочет он; 

3. Будь готов испытать боль — перемены всегда сопровождаются болью, без боли изменений не бывает. Если ты не будешь обращать внимание на «когти» и раны — манипулятор освободится! 

4. Исследуй ожидания манипулятора — определи, каким именно образом он тобой манипулирует, составь план своих действий; 

5. Извести манипулятора о необходимости перемен в ваших отношениях — прими вину на себя, покайся, хотя виноват он, а не ты, извинись, что ты до сих пор не правильно относился к нему, потому что, мол, такие отношения нельзя считать нормальными. Заяви о своей решимости в этом вопросе и о том, что ты на самом деле прекрасно к нему относишься. Не доводи дело до споров и скандалов; 

6. Не оправдывайся — даже если тебя будут обвинять в холодности и безразличии, но не используй молчание как оружие (можешь просто сказать: «я люблю тебя, но ты сейчас говоришь неправду; я не могу это принять, не могу с тобой в этом согласиться» и т.п.); 

7. Ожидай смены тактики со стороны манипулятора — он может это сделать для сохранения контроля над тобой. Покажи ему, что эти методы ничего не дадут! 

8. Сведи к нулю свою потребность в удовлетворении всех желаний и потребностей манипулятора — не живи вместо него, иначе ему будешь нужен ты, но не нужен будет Бог; 

9. Выучи наизусть Гал. 1:10 — осознай эту истину, повторяя ее три раза в день; 

10. Реши отныне и навсегда прежде угождать Богу — Иисус сказал, что пришел принести не мир (любой ценой), но меч. Надейся на Господа (Прит. 29:25).

Итак, друзья, будьте свободны от манипуляций и контролирования других.

 

Юлия Звездова

 

Материал впервые опубликован на сайте http://pastor.ru